общественные организации Харькова, социальный заказ, благотворительные фонды Харькова, социальные службы, социальные услуги, социальное законодательство, социальные проекты, социальные программы, громадські організації Харкова, громадські об'єднання, соціальне замовлення, благодійні фонди, соціальні служби, соціальні послуги, соціальна  допомога, соціальний захист WWW.SOCIAL.KHARKOV.UA
Харьков Cоциальный - Портал социальных услуг Харьковского региона
Помощь
Службы портала
Регистрация на портале
Вход пользователей
Логин:
Пароль:
Забыли пароль?
Рассылка

Анонсы новостей
портала на Вашу почту

Введите ваш e-mail:


Подписаться на RSS
Что такое RSS?



Скачать безопасный браузер Firefox
LibreOffice

> Для каждого > Иди и смотри! Бюджет страны.

Дата: 2005-03-22 18:17
Просмотреть/Добавить коментарии:

Людмила Менжулина, "Рабочая газета"

Министерство финансов публично отчиталось о выполнении Государственного бюджета страны за 2004 год. До 15 апреля все, кто пользовался государственными средствами, должны подробно проинформировать общественность куда и как расходовались деньги налогоплательщиков. Такова принципиальная позиция новой власти.

Зал заседаний столичного Дома учителя, где происходило это абсолютно неожиданное для нашей жизни явление – публичный отчет правительства о бюджетных тратах, не вместил бы всех желающих послушать Министра финансов Виктора Пинзеника, знай народ наперед, какая возможность им предоставлена. До этого правительство отчитывалось исключительно в Верховной Раде, и потоки цифр, сложных специальных понятий и выкладок в восприятии рядовых граждан оставались китайской грамотой, хоть как бы те ни напрягали свой слух и зрение у радио- и телеретрансляторов. К тому же, получалась игра в одни ворота. Никакие критические замечания масс, а уж тем более вопросы по существу, никогда не долетали до высоких трибун.


И казалось, нам всем пожизненно уготована роль статистов в этом захватывающем действе – государственном управлении. Коронной фразой миллионов стало: а что от нас зависит?!

Потому, видно, сообщение об открытой для любого желающего встрече с Министром финансов люди просто не приняли всерьез. А вот Виктор Михайлович Пинзеник был настроен очень серьезно и к разговору о том, что действительно происходило в прошлом году с бюджетными деньгами, привлек главу Госказначейства, одного из своих министерских заместителей, руководителя Государственной контрольно-ревизионной службы, а уже на месте предложил подключиться всем, кто проявил интерес.

Забегая вперед, отмечу, что ни один вопрос из зала не остался без ответа. И такое поведение нынешних чиновников (каждый старался быть предельно искренним и убедительным) при явной нехватке у них времени и перегрузке на рабочих местах (по всем фронтам ведь идет перестройка!), честно говоря, впечатлило.

Но это, так сказать, лирика. Физика вопроса, от которого действительно зависит благополучие всех и каждого – с чего жили и жить собираемся, в изложении министра свелась к следующему.

Кстати, он именно говорил, а не читал по писаному, подкрепляя выводы цифрами, что называется, наизусть. И первый акцент сделал на тех самых скрытых 15 миллиардах гривень, о которых еще будучи депутатом, заявил при принятии бюджета-2004 в стенах Верховной Рады. Тогда все это могло показаться происками оппозиции. Но на деле занижение доходов бюджета оказалось даже больше, чем говорил Пинзеник-оппозиционер.

Откуда «вылезла» такая сумма? Доходы утвержденного парламентом бюджета на 2004 год составляли 60,7 млрд. грн., фактическое выполнение – 70,3 млрд. грн. Разница, как видим, – почти 10 млрд. грн.

Нынешний Минфин сопоставил также цифры по Пенсионному фонду и получилось: ориентировались в бюджете на 29,7 млрд. грн., а оприходовали 37,5 млрд. Выходит, что 7,8 млрд. грн. каким-то образом скрыли от общества еще на этапе утверждения бюджета. Иначе, откуда бы им взяться? В целом, занижение доходов вылилось в более чем 17 млрд. грн.

Стоимость валового внутреннего продукта ориентирована была на 283,5 млрд. грн., фактическое выполнение по бюджету – 345,9 млрд. грн. Просчитались, как пошутил Министр, «на копейки» – каких-то 63 млрд. грн. Кроме того, в бюджете закладывался рост ВВП на 4,8%, а реально получено 12,1%.

Вот такой «неожиданный» успех. Или это хорошо спланированный метод получения неучтенных денег?

Причем, в это же самое время раскручивался маховик инфляции. Предполагалось, что цены вырастут в среднем на 7,6%, а по жизни вышло – 9, и основной скачок пришелся на разгар выборной кампании – последние месяцы года. Оптовые цены поднялись против планируемых 5% до 24%.


Любопытно и другое. Под шумок деклараций о социальности бюджета снижались отчисления на оплату труда. В 2002 году работникам бюджетной сферы было выделено 20,1%, в 2003 году – 20%, а в 2004 – аж (!) 17,9% госсредств. И напротив, росли капитальные расходы. В 2002 году они составляли 9,7%, в прошлом году – 18,5%.

– Я думаю, не надо пояснять, почему предыдущее правительство уделяло такое внимание именно этим расходам бюджета, но не любило платить зарплату учителям, врачам, работникам науки и культуры? – как бы прощупывая реакцию зала, спрашивал Виктор Пинзеник. И тут же сам отвечал: – Да потому что из кармана учителя вытянуть гривню невозможно, а из капитального строительства – вполне реально!

Конкретные примеры такого ловкачества привел руководитель контрольно-ревизионной службы Минфина Николай Сивульский. Только в здравоохранении иные фирмы на посредничестве поимели десятки миллионов гривень из бюджета, во много раз завышая стоимость приобретаемого оборудования или лекарственных препаратов. Общие бюджетные потери по этому ведомству – 300 млн. грн.

Или, к примеру, приобретение Одесского областного центра занятости. Купили за бюджетные средства здание стоимостью в 7,9 млн. грн. у частных лиц, которые месяцем раньше тот же здание приобрели всего за 660 тыс. грн...

Кого и как «облагодетельствовал» бюджет, история умалчивает. Но в целом по стране ситуация вопиющая. Уровень финансовой и правовой дисциплины в обществе – нижайший. За прошлый год КРУ проверило 28 тыс. 729 предприятий, нарушения выявлены на 18 тыс. 469.

Когда так называемые потенциальные инвесторы – преимущественно иностранцы, готовые вкладывать средства в нашу экономику, узнают об этом, они приходят в ужас. Нет в мировой практике столь массовых нарушений! И потому очевидно, отметил Николай Сивульский, что оранжевая революция произошла не случайно. Все цифры подтверждают: наше общество дошло до критического предела. Обман и коррупция загнали всех в тупик.

В прошлом году бюджет пересматривался несколько раз. А что в результате? Нынешнее правительство столкнулось с чрезвычайно сложной ситуацией из-за абсолютно неграмотных решений относительно пенсионного обеспечения, когда повышение пенсий проводилось не за счет увеличения базы отчислений в Пенсионный фонд. Еще в 2002 году зарплаты и пенсии поднимались одновременно. У Пенсионного фонда был соответствующий ресурс. Но в прошлом году средняя пенсия выросла в 3,7 раза по сравнению с 2000 годом, а зарплата всего в 2,6. Сейчас разрыв еще больше. Минимальная пенсия составляет 332 гривни, а зарплата – 262. Это беспрецедентный случай непомерной нагрузки на бюджет. Чтобы выплачивать пенсии, нужно иметь средства, равные половине всех налоговых сборов по стране.

Спрашивается, была ли у предыдущего правительства возможность увеличивать пенсии путем повышения заработной платы? Виктор Пинзеник доказывает, что была. После того, как всплыли цифры скрытых в бюджете миллионов, правительство Виктора Януковича подкорректировало главный финансовый документ страны, увеличив расходную часть до 82 млрд. грн. Но куда пошли эти деньги? На повышение заработной платы направили всего 1,4 млрд. грн. В то же время субсидии предприятиям увеличились на 1,7 млрд., а капитальные расходы – на 6 млрд. грн.! То есть, средства для того, чтобы не создавать пенсионную проблему, были. Но использовались совсем на другие цели.

В прошлом году получили немалые деньги от приватизации – 9,4 млрд. грн. Для сравнения: 2002 г. – 600 млн. грн., 2003 г. – 2 млрд. грн.

Тем не менее, дефицит бюджета составил 10,2 млрд. грн. На покрытие дефицита кроме приватизационных средств ушли и заимствования – 6,2 млрд. полученные из-за границы, 4,1 – в Украине. Таким образом, государственный долг вырос с 77,5 до 85,4 млрд. грн. И что характерно, резко увеличился гарантированный долг. Это не заимствования правительства, это займы под правительственные гарантии. На что именно? Прежде всего, это $700 млн. на строительство моста через Днепр в Киеве, $150 млн. – на создание ракетного комплекса «Циклон-4», $480 млн. – на реконструкцию автомобильной дороги Киев-Одесса…

По международным меркам долговая ситуация у нас не критичная. Проблема – в другом. Правительство сейчас проводит расследование относительно некоторых заимствований, и уже вырисовываются, как отметил Министр финансов, интересные вещи. О ряде программ, проходящих отдельной бюджетной строкой, прямо сказано: не понятно, куда делись сотни миллионов гривень. В частности, Минфин отказался финансировать свою же программу борьбы с коррупцией, поскольку в результате всех трудов на свет появились ни много, ни мало, а три книжечки-пособия по…методологии коррупции.

Чтобы свести-таки бюджетный баланс необходимо срочно принять пакет изменений к действующим законам. Иначе бюджет – это решето, сквозь которое текут народные деньги, – утверждает министр финансов и отмечает, что со своей стороны правительство уже отменило 35 постановлений сомнительного характера. Но проблемных вопросов еще хватает! Поэтому, если и раздаются сейчас слова критики в адрес правительства, то, скорее всего, из уст тех, кому попросту «прищемили хвост», отказали в возможности кормиться за государственный счет.

Не может быть другого плана развития страны, кроме как главный и основной ее документ – бюджет. Сейчас приходится спешно выправлять то, что было заложено в бюджете еще с прошлого года, а ведь финансирование ряда программ уже идет. И если, к примеру, дотируется село, то граждан интересует мясо, а не цифры поголовья скота или приплода овец. Липовыми отраслевыми программами народ Украины уже сыт по горло!

Так вот, чтобы впредь и духу не было тех, кто греет руки на бюджетных деньгах, согласно позиции Президента и Премьер-министра относительно открытости и прозрачности действий власти, все главные распорядители бюджетных денег – министерства, ведомства, организации, предприятия в центре и на местах отныне обязаны отчитываться перед общественностью за каждую использованную копейку.

Хорошо это? Безусловно! С одной лишь оговоркой, что ничего не помешает энтузиастам такого начинания через год прийти и отчитаться уже по своим бюджетным программам и порадоваться вместе с народом результатам, а не сожалеть о промахах предшественников. Иначе – грош всему цена.
Социальный поиск

Поиск по порталу "Харьков Социальный" и сайту сети Е-офисов:

Опрос
Темы форума
Последние публикации
© 2004-2013 Портал «Харьков Социальный»
Соблюдение авторских прав